Выявлены коррупционные риски в квазигосударственном секторе
В Агентстве РК по делам государственной службы и противодействию коррупции обеспокоены участившимися фактами коррупции в квазигосударственном секторе, передает пресс-служба Нацбюро.
Анализ, проведенный Агентством, показал рост коррупционных правонарушений в данном направлении почти в 1,5 раза по сравнению с прошлым годом (с 143 до 202).
Здесь в основном преобладают факты хищения, злоупотребления должностными полномочиями, взяточничество при осуществлении закупок и реализации госпрограмм.
Буквально недавно Антикоррупционной службой изобличены заместитель Председателя Правления АО «Байтерек Devolopment» Джакупов, руководитель Дирекции по реализации госпрограмм Айтимбетов, управляющий директор Сариев, которые наладили преступную схему по получению взяток от 13 организаций в городах Уральск, Кокшетау, Атырау, Актобе, Тараз, Талдыкорган за лоббирование их интересов при строительстве арендного жилья в рамках госпрограммы «Нұрлы жол».
Коррупционные преступления руководителями «Байтерек Devolopment» совершались в течение длительного времени на системной основе, при этом каждому из них отводилась определенная роль.
В рамках госпрограммы «Нұрлы жол» «Байтерек Devolopment» определен основным оператором по строительству арендного и кредитного жилья для социально уязвимых слоев населения.
Одним из главных предпосылок создания коррупционных рисков в АО «Байтерек Devolopment» являлось право самостоятельно устанавливать порядок отбора застройщиков и определять им соответствующие требования.
Анализ выявил целый ряд дискреционных и коррупциогенных норм в деятельности «Байтерек Devolopment»:
— прием заявок от застройщиков осуществляется исключительно напрямую путем обращения в АО (в бумажном формате);
— необоснованно определен значительный перечень представляемых документов (всего 43);
— процесс рассмотрения документов сведен к прохождению многочисленных этапов, при этом оператор наделен правом отправить проект на доработку, либо вообще отказать в его рассмотрении;
— состав Комиссии по отбору проектов состоит исключительно из руководителей и представителей заинтересованных подразделений АО.
Искусственно созданные барьеры, отсутствие открытости, широта дискреционных полномочий безусловно явились условиями для коррупции.
Аналогичные преступления с участием первых руководителей пресечены в госкорпарациях «Астана ЭКСПО-2017», АО «НК«СПК «Астана», СПК «Жетысу», АО «КТЖ», АО «Казахтелеком», АО «Международный центр приграничного сотрудничества «Хоргос», АО «КазМұнайГазӨнімдері» и др.
Анализ показал, что из всех зарегистрированных коррупционных преступлений в квазигосударственном секторе 55 % (112) совершается в рамках закупок.
Первопричиной сложившейся ситуации стало отсутствие единых подходов при осуществлении закупок, информационно-аналитической платформы, недостаточный уровень прозрачности, преобладание административных способов регулирования.
Вместе с тем, документы не проходят процедуры публичного обсуждения, согласования, проведения экспертизы, регистрации в органах юстиции как нормативные правовые акты. Их разработка и утверждение отданы на откуп самим холдингам и компаниям.
В системе закупок квазигоссектора практически отсутствуют механизмы контроля, не отслеживается ход их проведения и не публикуются результаты, заявки в отдельных компаниях по прежнему принимаются в бумажном формате.
Учитывая изложенное, в целях исключения коррупционных рисков в данной сфере предлагается:
– кардинально пересмотреть подходы по проведению закупок в квазигосударственном секторе с разработкой отдельного нормативного правового акта и внедрением современных механизмов электронных закупок;
– провести масштабную ревизию всех внутренних документов национальных холдингов и компаний регламентирующих порядок расходования государственных средств, путем создания специальную рабочей группы из числа представителей заинтересованных госорганов, субъектов квазигосударственного сектора и НПП «Атамекен»;
– распространить нормы Закона «О правовых актах» о порядке разработки, обсуждения, принятия, регистрации, введения в действие и опубликования на внутренние документы квазигосударственного сектора;
– рассмотреть вопрос о проведении аудита финансово-хозяйственной деятельности всех субъектов квазигосударственного сектора, комплексного анализа национальных компаний и их дочерних организаций на предмет эффективности, прибыльности и результативности;
– внести соответствующие изменения в Правила отбора и финансирования проектов жилищного строительства в рамках программы «Нұрлы жол» исключающие коррупционные и дискреционные нормы, предусмотреть механизмы открытости и прозрачности принимаемых решений с внедрением института общественного контроля.
Вам также могут понравиться
Руководитель А-20 рассказала о своей деятельности
Айман Умарова в прямом эфире разъяснила, что представляет из себя проект «Антикоррупционная двадцатка А-20» и какую деятельность они ведут. Через социальную сеть Facebook к общественности обратилась Айман Умарова — недавно
Южно-Казахстанские бизнесмены жалуются на мошенников-вымогателей
Бизнесмены из ЮКО пожаловались на мошенников, которые обещают решить все их проблемы за деньги. «Крышевать» предпринимателей решили сотрудники различных общественных и частных организаций, утверждают пострадавшие, в противном случае грозят засыпать
Интернет-голосование по выбору общественных омбудсменов начинается 28 декабря
Проведение народного голосования в социальных сетях состоится с целью выявления наиболее авторитетных претендентов на позиции общественных антикоррупционных омбудсменов. Начало голосования 28 декабря 2016г., окончание – 10 января 2017г., сообщает old.zannews.kz. Голосование