Почему в госорганах запрещают заходить с телефоном
Почему запрет госслужащим на пользование смартфоном в госорганах распространили на посетителей и журналистов. И почему запрет именно на телефон? Ответ на эти вопросы пытался дать «Диапазон».
Чтобы не фотографировали спящих
17 ноября пресс-служба актюбинского облсуда пригласила корреспондента «Диапазона» на освещение дежурного мероприятия. Но представителя СМИ с телефоном пропускать отказалась.
– Посетителям запрещается заходить в здание суда с телефоном. Нам начальник сказал, что нельзя, – отвечают сотрудники контрольно-пропускного пункта, вооруженные автоматом.
Стоит отметить, изначально запрет на пользование смартфоном касалось сотрудников госучреждений. Об этом подчеркивала зампремьер-министра (на тот момент) Дарига Назарбаева. Позже запрет на пропуск с телефоном распространили на всех посетителей.
— О проблеме телефона и адвокаты писали. В то время было спорно. Но сейчас мы ссылаемся на типовую инструкцию, которую министр МВД Касымов подписал, минюст утвердил, — объясняет руководитель отдела внутренней безопасности Ержан Муканов.
— Почему нельзя проносить именно телефон?
— До этого мы запускали с телефоном. Был скандал. Сфоткали, что будто судья спит. Фото выложили в интернет. На самом деле никто не спал, — оправдывает судью Ержан Муканов.
Однако данный ответ противоречивый, так как заходить в здание суда с фотоаппаратом не запрещается.
«Ответ вышлем на почту»
Для разъяснения вопроса корреспондент «Диапазона» обратился к судье-координатору актюбинского областного суда, с которым Гильдия судебных репортеров заключила меморандум о сотрудничестве, согласно которому представителям СМИ обеспечен беспрепятственный пропуск в здание суда.
— Да, мы подписывали меморандум, но есть определенные правила, и им нужно подчиняться всем. Поэтому нужно сдать телефон. Баке, вы могли бы сказать парням (сотрудникам КПП), чтобы они предупредили вас, если кто-то позвонит на ваш телефон, — говорит судья-координатор по взаимодействию со СМИ Малик Жаркынбеков.
— Спасибо, но я не вижу смысла загружать сотрудников лишней работой. Зачем они должны бегать туда-сюда и говорить, что кто-то звонил? – удивился корреспондент.
— В любом случае есть определенные правила, и они касаются всех. Исключений нет.
— Почему именно телефон? Это холодное оружие или колюще-режущий предмет?
— Баке, я не помню, надо посмотреть. Ответ вышлем на почту, — отвечает судья-координатор.
— Я таки не услышал аргументированный ответ, почему нельзя заходить с телефоном. Тогда объясню, почему журналистам нужен телефон. Не у каждого журналиста отдельный диктофон и фотоаппарат. Некоторые пользуются диктофоном, фото и видеокамерой, которые есть в телефоне. К тому же современные журналисты оперативно с места события пишут информацию на сайт и поддерживают связь с редакцией. Телефон – это инструмент, орудие труда. Поэтому запрет на орудие труда – это воспрепятствование профессиональной деятельности журналиста.
Борьба с информацией и назад в средневековье
В итоге приглашенный журналист не попал на мероприятие. Хотя в том межведомственном приказе, на который ссылаются в обслуде, есть понятие «приглашённый журналист». Как сообщал informburo.kz представитель Верховного суда Болат Кальянбеков, чтобы журналисты участвовали на рабочих совещаниях, встречах, круглых столах, конференциях и других мероприятия, представители суда направляют сотрудникам охраны список аккредитованных СМИ с указанием оборудования, в том числе мобильных телефонов. Однако, судя по ответу в КПП «нам никто не сообщал про вас», данная процедура не проводилась и корреспондента не впустили.
Таким образом, сотрудники суда, следуя одному закону (внутренней инструкции), нарушили другой закон. В данном случае было создано условие, препятствующее выполнению журналистом законной профессиональной деятельности. Согласно статье 158 Уголовного Кодекса РК – это воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналиста.
– На сегодня смартфон – неотъемлемый гаджет для осуществления журналистом своей профессиональной деятельности в части фиксации информации: фото, видео, аудиозапись. В связи с этим возникает вопрос: в целях защиты чего и от кого запретили проходить в здания судов со смартфонами? МВД ссылается на закон о борьбе с терроризмом. Но тут борьба с информацией, – комментирует председатель ОО «Гильдия судебных репортеров Казахстана» Жанна Байтелова.
Адвокаты считают: требование сдать телефон не только нарушают гласность, но и ограничивают права на частную собственность не только журналистов и адвокатов, но и всех посетителей.
– Это ограничение права собственности любого гражданина, – говорит адвокат Джохар Утебеков. – Это собственность гражданина, и к тому же эти правила ничем не обоснованные. Я для своей работы пользуюсь приложениями Верховного суда. Для чего государство столько денег потратило на эти приложения, если мы ими не можем пользоваться? Недавно встречался с коллегами из Швейцарии, Голландии, они были потрясены, что мы скатываемся в средневековье, ведь у них все судопроизводство в электронном виде. А нам приходиться распечатывать тысячи томов дел и носить их.
Между тем, Гильдия судебных репортеров направила председателю Верховного суда РК Кайрату Мами письмо с перечислениями норм правил, которые, по ее мнению, противоречат вышестоящему процессуальному законодательству.
– Мы просили приостановить действия правил до приведения норм этого документа в соответствие с вышестоящими нормативными правовыми актами. Сейчас планируем организовать круглый стол с разработчиками этих правил, журналистского, правозащитного и адвокатского сообществ. МВД готово к совместному мероприятию. Сейчас ждем ответ от Верховного суда. У нас давно готово исковое заявление по данным правилам, но мы пока решили повременить с судом. Возможно, на круглом столе разработчики правил услышат гражданское общество, – заявила Жанна Байтелова.
Ранее стало известно, что ОО «Гильдия судебных репортёров» намерено подать иск об отмене приказа. Ответчиками будут выступать МВД, Министерство юстиции и Верховный суд.
Вам также могут понравиться
Талгату Ермегияеву до сих пор не вручили копию приговора
Адвокаты осуждённого экс-председателя правления национальной компании «Астана ЭКСПО» из-за этого никак не могут подать апелляционную жалобу. Защита Талгата Ермегияева вторую неделю не может получить на руки приговор, который необходим им
Уголовное дело по хищению средств, выделенных на развитие велоспорта, направлено в суд
Один из фигурантов находится в международном розыске. Уголовное дело в отношении руководителей профессионального спортивного клуба «Астана» и велокоманды «Astana Pro Team» направлено в суд, сообщает zakon.kz. По информации Антикоррупционной службы, завершено
ВЗЯТЬ ПОД ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ
Наступает момент, когда справиться с чем-то можно только объединившись, будь это новые кризисы, вызовы или сложные ситуации, которые требуют большого внимания и огласки. Особенно, когда речь идет об обеспечении населения