Какие методы борьбы с коррупцией в Грузии приемлемы для Казахстана

Какие методы борьбы с коррупцией в Грузии приемлемы для Казахстана

images-3

фото ystav.com

О методах борьбы с коррупцией в Грузии, которые могли бы быть применимы и в Казахстане, рассказал в интервью корреспонденту Tengrinews.kz  заместитель председателя Общенационального движения против коррупции «Жанару», председатель совета директоров АО «Национальный центр «Өрлеу» Мурат Абенов.

 

Абенов после участия в международной конференции «Борьба с коррупцией и профессиональная честность: опыт Грузии» поделился мнением о том, как и в каких ситуациях грузинский опыт может быть использован в Казахстане.

 

По мнению зампредседателя общенационального движения против коррупции, основное отличие грузинского подхода по борьбе с коррупцией от казахстанского в том, что наряду с репрессивными методами там системно занимаются превентивно-профилактическими мерами. Он пояснил, что в Грузии борьба с коррупцией не оценивается по количеству задержанных взяточников, а больше ориентируется на предотвращении подобных случаев.

 

«Там нет отдельного Антикоррупционного органа, который вынужден был бы ежегодно выполнять план «посадок». Ведь нацеленность на количество выявленных преступников заставляет правоохранительные органы, зная о готовящемся преступлении, наблюдать со стороны и задерживать только тогда, когда коррупция уже совершена. А ведь это большой вред государству: экономический — раз коррупционное деяние произошло, государственные деньги тратятся не эффективно, позволили отдать тендер недобросовестному поставщику, только для того, чтобы поймать чиновника с поличным; общественный — не уберегли госслужащего от коррупции, делали вид, что не замечают и ждали, пока он оступится. В угоду хорошим отчетам по борьбе с коррупцией теряем экономический и человеческий потенциал», — отметил Абенов.

 

Он подчеркнул, что декларация о доходах в этой стране доступна всем. «Например, декларации о доходах. И у нас чиновники их сдают. Но в Грузии они доступны для всех, и общественные организации бдят за тем, кто что имеет. Записал дом на дядю, а машину на бабушку, налоговая это не всегда сможет проверить, а от соседей не укроешься. Речь не идет о платной услуге «тайных информаторов» для правоохранительных органов, которую у нас ввели, где о позитивных результатах, кстати, пока нет информации. Здесь же совершенно другой подход: разоблачать коррупционеров — это служебный и гражданский долг. Разница большая, не за деньги, а из любви к родине», — рассказал Абенов.

 

Он добавил, что сообщить о совершении преступления в Грузии — это почетно: ты защищаешь общественные интересы. И тех, кто сообщил, государство защитит. Сейчас в Грузии вводится так называемая «красная кнопка». То есть в Интернете есть специальная форма, и любой гражданин может анонимно сообщить о факте коррупции или о слабых местах, создающих условия для мздоимства.

 

Он также обратил внимание на то, что система государственных закупок в этой стране работает открыто. «Здесь я впервые услышал термин «бизнес-разведка». Это касается госзакупок, где у них настолько все прозрачно, что каждый гражданин может проследить на сайте все этапы конкурса от планирования до подписания акта приема товаров и услуг. Без хитроумных, как у нас, электронных ключей», — заметил зампред общественного объединения.

 

Он отметил, что в Грузии этические нормы — это не вопросы теста при приеме на работу, а высокие моральные стандарты. «Этому учат всех студентов, а не только кандидатов на госслужбу, как у нас», — пояснил Абенов. Он также отметил, что немаловажным фактором в решении системной проблемы с коррупцией являются качественные кадры.

 

По мнению бывшего вице-министра образования, хорошая практика Грузии в том, что те, кто пишет законы и правила, сами проводят тренинги, как эти нормы понимать и использовать. «Ведь зачастую нормотворчество так запутано, что невозможно не ошибиться, и некоторые это делают намеренно, чтобы потом проверить и найти нарушение. А раз им надо идти к людям и объяснять, как должен работать закон, и где надо не ошибиться, они стараются писать их качественно», — продолжил Абенов.

 

Кроме того, он добавил, что еще одной причиной такой прозрачной деятельности в нормотворчестве в их стране является то, что у министерств нет привычных для нас функций контроля. «Ведь это и есть один из источников коррупции: сами придумают правила, сами потом выявляют и наказывают», — заметил зампред «Жанару».

 

Мурат Абенов особо остановился на роли общества, подчеркнув, что в Грузии население не только верит, но и гордится тем, что они сумели взять верх над коррупцией. Сами готовы участвовать, чувствуют свою личную ответственность. «Думаю, это и для нас урок. Не надо ждать, что привезем со стороны хороший метод или пригласим авторитетного специалиста, и это поможет. Пока общество само не включится в эту борьбу — бесполезно», — полагает Абенов.

 

В заключение представитель движения против коррупции отметил, что зарубежные коллеги- участники конференции заинтересовались механизмом формирования корпуса «А» для высокопоставленных должностей в Казахстане. «Они удивлялись тому, что никто не может занять пост без участия в конкурсе на ключевые должности», — рассказал зампред «Жанару». Вместе с тем он подчеркнул, что обмен опытом был полезен, но переносить его на Казахстан без адаптации нельзя.

 

Отметим, международная конференция проходила в грузинском городе Батуми. Инициатором выступил Региональный хаб государственной службы при ООН. В мероприятии приняли участие представители Казахстана, Грузии, Армении Кыргызстана, Молдовы, Украины, Таджикистана, Армении и Азербайджана.

Вам также могут понравиться

10 тыс. тенге за проезд через алматинский блокпост — подозреваемый задержан

Купюры номиналов по 5 тысяч тенге были изъяты в процессуальном порядке. Сотрудники управления собственной безопасности задержали в Алматы водителя, пытавшегося выехать в область, сообщает zakon.kz. Две купюры по 5 тыс. тенге пытался

Прокуроры попросили 10 лет для подсудимого по делу Натальи Слекишиной

Оглашение приговора Руслану Хакимову, обвиняемому в изнасиловании Натальи Слекишиной состоится 30 сентября. Сам подсудимый свою вину не признаёт, передает informburo.kz. В суде Турксибского района Алматы 29 сентября сотрудник СИЗО Руслан Хакимов

Сколько коррупционеров в сфере сельского хозяйства?

Порядка 115 досудебных расследований зарегистрировано антикоррупционной службой за 2015 год в отношении должностных лиц Министерства сельского хозяйства РК. Эта информация была озвучена заместителем председателя Национального бюро по противодействию коррупции Аликом