Как оспорить действия госорганов в суде
Любое физическое или юридическое лицо вправе оспорить решения, действия (бездействие) органов государственной власти, должностных лиц, передает zakon.kz.
Право на судебную защиту является одной из гарантии правового статуса личности и закрепляется как одно из основных прав человека и гражданина, причем защите подлежат любые права и свободы, установленные как Основным Законом, так и другими нормативными правовыми актами.
«Поэтому особенно важно рассмотрение заявлений в суде, когда оспариваются решения и действия (или бездействия) представителей власти или государственных органов», – считает судья Сарыаркинского районного суда Астаны А. Жаманова и дает ряд рекомендаций по этой процедуре.
Производство по делам об оспаривании решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, местного самоуправления, общественных объединений, организаций, должностных лиц и государственных служащих регламентируется главой 27 ГПК РК.
В целях обеспечения единообразного понимания и применения судами законодательных актов при рассмотрении заявлений физических и юридических лиц в порядке и по основаниям, установленным главой 27 ГПК, Верховным судом РК 24 декабря 2010 года принято Нормативное постановление № 20 «О некоторых вопросах применения судами норм главы 27 Гражданского процессуального кодекса Республики Казахстан».
Например, в Сарыаркинском районном суде города Астаны в 2012 году в порядке главы 27 ГПК с вынесением решения рассмотрено 321 гражданских дел, в 2013 году – 514 гражданских дел, в 2014 – 408 гражданских дел, по состоянию на май месяц 2015 года – 143 гражданских дел. Данные цифры подтверждают актуальность обсуждаемой темы статьи.
Особенностью рассмотрения гражданских дел в порядке главы 27 ГПК, является, что любое физическое или юридическое лицо вправе оспорить решения, действия (бездействие) органов государственной власти, местного самоуправления, общественных объединений, организаций, должностных лиц и государственных служащих, если эти решения приняты, действия (бездействие) совершены при осуществлении управленческих функций в соответствующей сфере государственного управления.
Для оспаривания решения госоргана, органа местного самоуправления, действия (бездействия) должностного лица или госслужащего необходимо наличие следующих обстоятельств: нарушены принадлежащие заявителю субъективные права, свободы или законные интересы; созданы препятствия к осуществлению заявителем своих субъективных прав, свобод или законных интересов; на заявителя незаконно наложена какая-либо обязанность.
В связи чем суд при рассмотрении данной категории дел, в первую очередь, выясняет суть нарушения или угрозы нарушения прав, свобод или законных интересов заявителя и его требования.
При этом действующим правом предусмотрено, что особое исковое производство является разновидностью искового производства, имеющее особенности:
— спор разрешается путем обжалования решений, действий (бездействия) субъектов, перечисленных в части первой статьи 278 ГПК, которыми нарушены права, свободы и охраняемые законом интересы граждан и юридических лиц;
— дело не подлежит рассмотрению в порядке заочного производства;
— дело не может быть окончено мировым соглашением;
— по делам указанной категории установлен сокращенный срок исковой давности и сокращенный срок рассмотрения дел.
В судебной практике нередки случаи, когда лица подают заявление в порядке главы 27 ГПК, при этом выясняется, что на основании оспариваемого индивидуального правового акта произошло заключение гражданско-правовой сделки. Следует отметить, что в данном случае обжалованию в порядке искового производства подлежит оспоримая сделка. При признании сделки недействительной по мотивам несоответствия ее требованиям закона в мотивировочной части решения суд указывает выводы о незаконности решения послужившего основанием для заключения оспоримой сделки.
По делам указанной категории установлен сокращенный срок исковой давности и сокращенный срок рассмотрения дел. Гражданские дела, рассматриваемые по основаниям, установленным главы 27 ГПК, должны быть рассмотрены в месячный срок с момента окончания подготовки дела к судебному разбирательству. Продление срока подготовки дела к судебному разбирательству по данной категории дел не допускается.
В соответствии с ч.1 статьи 280 ГПК заявитель вправе обжаловать решение, действие (бездействие) в течение 3 месяцев со дня, когда заявителю стало известно о нарушении его субъективных прав, свобод или законных интересов. Исковая давность – как самостоятельное основание к вынесению судом первой инстанции решения об отказе в удовлетворении заявления, может быть применено судом только по заявлению государственного органа, органа местного самоуправления, должностного лица или государственного служащего, сделанному в судебном заседании суда первой инстанции.
Пропущенный по уважительным причинам трехмесячный срок подачи заявления может быть восстановлен судом первой инстанции.
Что касается вопроса подсудности, то заявление физического лица или заявление в его интересах об обжаловании решения, действия (бездействия) подается в районный (городской) суд по выбору заявителя: по месту его жительства или по месту нахождения госоргана, органа местного самоуправления, решение которого обжалуется.
Заявление гражданина, осуществляющего индивидуальную предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а равно юридического лица об обжаловании решения государственного органа, органа местного самоуправления в соответствии с частью 1 статьи 30 ГПК подается в специализированный межрайонный экономический суд по месту нахождения государственного органа, органа местного самоуправления.
При рассмотрении по существу заявления, поданного в порядке и по основаниям главы 27 ГПК, суд выясняет следующие вопросы: соответствует ли нормативным правовым актам оспариваемое решение, действие (бездействие), совершены ли в пределах полномочий; какие права и свободы, законные интересы заявителя нарушены; какие созданы препятствия для реализации прав, свобод или законных интересов заявителя; какая обязанность незаконно наложена на заявителя.
При обоснованности заявления и удовлетворении предъявленных требований в резолютивной части решения суд обязан указать орган власти, орган местного самоуправления, который обязан устранить допущенные нарушения прав, свобод или законных интересов заявителя, а также срок, в течение которого допущенные нарушения подлежат устранению. Срок устранения допущенных нарушений надлежит исчислять со дня вступления решения суда в законную силу. Например, обязать рассмотреть по существу обращение, организовать комиссионный выезд и т.д.
Однако суд не может предопределять решения госоргана, тем более обязывать принять какое-либо решение в возникшим публично-правовом отношении. На практике зачастую имеют место случаи, когда лица, которые считают, что их права нарушены, обращаются в суд с требованиями о понуждении госорган совершить определенные значимые действия. Например, обязать предоставить земельный участок, обязать предоставить жилье и т.д.
Согласно действующему законодательству, суд признав решение госоргана, органа местного самоуправления незаконным, не вправе указывать в судебном акте содержание того решения, которое государственный орган, орган местного самоуправления должен принять в возникшем публично-правовом отношении.
В настоящее время Верховный суд РК разработал проект Административного правового кодекса, согласно которому рассмотрение публично-правовых споров, в том числе заявлений, поданных в порядке и по основаниям главы 27 ГПК, подлежит рассмотрению в порядке административного судопроизводства. Учитывая положительный международный опыт, считаю, что закрепление нормы об оспаривании решений и действий государственных органов, должностных лиц и государственных служащих в проекте
Административного процессуального Кодекса РК с исключением из Гражданского процессуального Кодекса целесообразной и своевременной мерой.
Вам также могут понравиться
В каких случаях следует обращаться в наш колл-центр
Стартовал проект, необходимость в котором давно назрела. Реализуется он при поддержке Первого антикоррупционного медиа-центра, юристы которого будут оказывать консультации по правовым вопросам, сообщает old.zannews.kz. Зачастую человек попадает в трудную ситуацию и
Тройка «лидеров» среди областей республики
«Тройку самых коррумпированных территориальных образований области по итогам года и 6 месяцев составили города Караганда, Балхаш и Жезказган. На их долю приходится около 60% всех коррупционных преступлений, зарегистрированных в области»
В отношении сотрудников органов госдоходов в 2015 году возбуждено 149 уголовных дел
За первое полугодие 2015 года в Казахстане было возбуждено 149 уголовных дел в отношении сотрудников органов государственных доходов. Об этом сообщил председатель Комитета государственных доходов Министерства финансов РК Даулет Ергожин