Почему в госорганах запрещают заходить с телефоном
Почему запрет госслужащим на пользование смартфоном в госорганах распространили на посетителей и журналистов. И почему запрет именно на телефон? Ответ на эти вопросы пытался дать «Диапазон».
Чтобы не фотографировали спящих
17 ноября пресс-служба актюбинского облсуда пригласила корреспондента «Диапазона» на освещение дежурного мероприятия. Но представителя СМИ с телефоном пропускать отказалась.
– Посетителям запрещается заходить в здание суда с телефоном. Нам начальник сказал, что нельзя, – отвечают сотрудники контрольно-пропускного пункта, вооруженные автоматом.
Стоит отметить, изначально запрет на пользование смартфоном касалось сотрудников госучреждений. Об этом подчеркивала зампремьер-министра (на тот момент) Дарига Назарбаева. Позже запрет на пропуск с телефоном распространили на всех посетителей.
— О проблеме телефона и адвокаты писали. В то время было спорно. Но сейчас мы ссылаемся на типовую инструкцию, которую министр МВД Касымов подписал, минюст утвердил, — объясняет руководитель отдела внутренней безопасности Ержан Муканов.
— Почему нельзя проносить именно телефон?
— До этого мы запускали с телефоном. Был скандал. Сфоткали, что будто судья спит. Фото выложили в интернет. На самом деле никто не спал, — оправдывает судью Ержан Муканов.
Однако данный ответ противоречивый, так как заходить в здание суда с фотоаппаратом не запрещается.
«Ответ вышлем на почту»
Для разъяснения вопроса корреспондент «Диапазона» обратился к судье-координатору актюбинского областного суда, с которым Гильдия судебных репортеров заключила меморандум о сотрудничестве, согласно которому представителям СМИ обеспечен беспрепятственный пропуск в здание суда.
— Да, мы подписывали меморандум, но есть определенные правила, и им нужно подчиняться всем. Поэтому нужно сдать телефон. Баке, вы могли бы сказать парням (сотрудникам КПП), чтобы они предупредили вас, если кто-то позвонит на ваш телефон, — говорит судья-координатор по взаимодействию со СМИ Малик Жаркынбеков.
— Спасибо, но я не вижу смысла загружать сотрудников лишней работой. Зачем они должны бегать туда-сюда и говорить, что кто-то звонил? – удивился корреспондент.
— В любом случае есть определенные правила, и они касаются всех. Исключений нет.
— Почему именно телефон? Это холодное оружие или колюще-режущий предмет?
— Баке, я не помню, надо посмотреть. Ответ вышлем на почту, — отвечает судья-координатор.
— Я таки не услышал аргументированный ответ, почему нельзя заходить с телефоном. Тогда объясню, почему журналистам нужен телефон. Не у каждого журналиста отдельный диктофон и фотоаппарат. Некоторые пользуются диктофоном, фото и видеокамерой, которые есть в телефоне. К тому же современные журналисты оперативно с места события пишут информацию на сайт и поддерживают связь с редакцией. Телефон – это инструмент, орудие труда. Поэтому запрет на орудие труда – это воспрепятствование профессиональной деятельности журналиста.
Борьба с информацией и назад в средневековье
В итоге приглашенный журналист не попал на мероприятие. Хотя в том межведомственном приказе, на который ссылаются в обслуде, есть понятие «приглашённый журналист». Как сообщал informburo.kz представитель Верховного суда Болат Кальянбеков, чтобы журналисты участвовали на рабочих совещаниях, встречах, круглых столах, конференциях и других мероприятия, представители суда направляют сотрудникам охраны список аккредитованных СМИ с указанием оборудования, в том числе мобильных телефонов. Однако, судя по ответу в КПП «нам никто не сообщал про вас», данная процедура не проводилась и корреспондента не впустили.
Таким образом, сотрудники суда, следуя одному закону (внутренней инструкции), нарушили другой закон. В данном случае было создано условие, препятствующее выполнению журналистом законной профессиональной деятельности. Согласно статье 158 Уголовного Кодекса РК – это воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналиста.
– На сегодня смартфон – неотъемлемый гаджет для осуществления журналистом своей профессиональной деятельности в части фиксации информации: фото, видео, аудиозапись. В связи с этим возникает вопрос: в целях защиты чего и от кого запретили проходить в здания судов со смартфонами? МВД ссылается на закон о борьбе с терроризмом. Но тут борьба с информацией, – комментирует председатель ОО «Гильдия судебных репортеров Казахстана» Жанна Байтелова.
Адвокаты считают: требование сдать телефон не только нарушают гласность, но и ограничивают права на частную собственность не только журналистов и адвокатов, но и всех посетителей.
– Это ограничение права собственности любого гражданина, – говорит адвокат Джохар Утебеков. – Это собственность гражданина, и к тому же эти правила ничем не обоснованные. Я для своей работы пользуюсь приложениями Верховного суда. Для чего государство столько денег потратило на эти приложения, если мы ими не можем пользоваться? Недавно встречался с коллегами из Швейцарии, Голландии, они были потрясены, что мы скатываемся в средневековье, ведь у них все судопроизводство в электронном виде. А нам приходиться распечатывать тысячи томов дел и носить их.
Между тем, Гильдия судебных репортеров направила председателю Верховного суда РК Кайрату Мами письмо с перечислениями норм правил, которые, по ее мнению, противоречат вышестоящему процессуальному законодательству.
– Мы просили приостановить действия правил до приведения норм этого документа в соответствие с вышестоящими нормативными правовыми актами. Сейчас планируем организовать круглый стол с разработчиками этих правил, журналистского, правозащитного и адвокатского сообществ. МВД готово к совместному мероприятию. Сейчас ждем ответ от Верховного суда. У нас давно готово исковое заявление по данным правилам, но мы пока решили повременить с судом. Возможно, на круглом столе разработчики правил услышат гражданское общество, – заявила Жанна Байтелова.
Ранее стало известно, что ОО «Гильдия судебных репортёров» намерено подать иск об отмене приказа. Ответчиками будут выступать МВД, Министерство юстиции и Верховный суд.
Вам также могут понравиться
В Актау задержаны бывшие руководители городского отдела образования
Снова в центре коррупционного скандала гороно, на этот раз города Актау. Два экс-руководителя городского отдела образования Нурсултан Курманбаев и Сабика Курмангазиева были задержаны за злоупотребление должностными полномочиями. По сообщению пресс-службы
AnticorruptionWeek выявил ряд коррупционных рисков в сфере госуслуг
Около зданий оказания услуг населению комиссары методом «Тайный покупатель» выявили посредников, предлагавших свои услуги гражданам за определенную сумму. Об этом и многом другом рассказал в ходе брифинга председатель Первого антикоррупционного
РОО «Первый антикоррупционный Медиа центр» провел встречу совместно с Учебно-Методическим центром комитета государственных доходов Министерства Финансов Республики Казахстан
РОО «Первый антикоррупционный Медиа центр» провел встречу совместно с Учебно-Методическим центром комитета государственных доходов Министерства Финансов Республики Казахстан в котором участвовали: Председатель ПАМЦ Асылбеков Руслан, Руководитель аппарата ПАМЦ Байрак Дархан,