Три ступени жалоб. Потребительские споры в Казахстане теперь будут решать в досудебном порядке

Три ступени жалоб. Потребительские споры в Казахстане теперь будут решать в досудебном порядке

В редких случаях, когда невозможно будет найти компромисс между покупателем и продавцом, споры будут доходить до суда.

На пленарном заседании Сената Парламента РК депутаты приняли закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам защиты прав потребителей», Об этом сообщает zakon.kz,  передает  old.zannews.kz .

Как сообщил министр торговли и интеграции Бахыт Султанов, законопроект предусматривает порядка 200 поправок в 7 законодательных актов, из которых 3 кодекса и 4 закона.

Основные положения, заложенные в законопроекте, их можно поделить на три блока. Во-первых, формирование целостной и понятной эффективной системы для граждан. Законопроектом вводится трехступенчатый механизм рассмотрения жалоб. На первом уровне предусматривается рассмотрение жалобы продавцом самостоятельно, либо прибегая к услугам субъектов досудебного урегулирования споров. Основной целью законодательного закрепления данного механизма является переориентация устоявшегося порядка на восстановление нарушенных прав, возмещение им морального и материального ущерба потребителю по принципу «здесь и сейчас», минимизируя время и ресурсы, затрачиваемые ими на устранение конфликта, — сказал глава ведомства.

При этом в рамках досудебного урегулирования спора приоритет инициативы остается за потребителем.

На втором уровне — жалобы будут рассматриваться уполномоченным органом. В случае отказа от добровольного устранения нарушений, недобросовестные продавцы понесут ответственность. Третий уровень — рассмотрение жалобы судом.

С учетом введения института досудебного регулирования предполагается, что суды будут поступать споры, не нашедшие компромиссного решения двух сторон. Полагаем, что последовательное соблюдение трехступенчатого механизма приведет к снижению нагрузки на судебные органы, — указал он.

Во-вторых, предусматривается усиление роли уполномоченного органа.

В-первую очередь, одним из инструментов выступит предлагаемая Единая информационная система приема жалоб по принципу «одного окна». Создание такой системы позволит сконцентрировать все меры защиты прав потребителей в одном месте, упростить и удешевить процедуру подготовки жалобы и ее направления в компетентные органы, а также оцифровать все обращения и результаты их рассмотрения. Для удобства потребителей в Системе будет размещен ряд типовых форм жалоб в зависимости от предмета спора и сферы услуг, перечни и контакты «защитников» и субъектов, рассматривающих споры, а также госорганов, осуществляющих защиту прав потребителей в соответствующих отраслях, — сообщил Султанов.

Кроме того, будет создан Межведомственный совет по защите прав потребителей, который усилит важность и значимость поднимаемых вопросов в данном направлении, а также даст возможность безотлагательно изменять проблемные НПА и обеспечит должный контроль за эффективностью принимаемых госорганами решений.

В-третьих, уполномоченный орган наделяется функцией государственного контроля, который будет осуществляться в форме внеплановой проверки и профилактического контроля без посещения, — добавил министр.

Следующее направление в законопроекте — это активное вовлечение и поддержка неправительственных организаций. В целях полноценного восстановления нарушенных прав субъекты досудебного урегулирования потребительских споров наделяются правом осуществлять компенсацию морального вреда при наличии согласия сторон.

Принимая во внимание введенный мораторий на проверку МСБ общественные объединения потребителей наделяются компетенцией по ведению общественного контроля. Кроме того, на оказание представительских услуг и консультирование социально-уязвимых слоев населения для получения ими бесплатной правовой защиты общественным объединениям потребителей будет предоставляться государственный социальный заказ, — заключил глава Минторговли.

Депутатами Мажилиса в законопроект внесены ряд уточняющих поправок:

— наделение общественных объединений правом выступать в качестве субъектов досудебного урегулирования потребительских споров;

— вынесение Межведомственного совета на правительственный уровень.

Отдельный пул внесенных поправок коснулся закона о регулировании торговли деятельности, в частности по недопущению неконтролируемого роста цен на социально значимые продовольственные товары.

В целом, в профильном ведомстве уверены, что законодательное закрепление перечисленных положений повлечет серьезные положительные изменения в жизни потребителей.

Вам также могут понравиться

В 2016 году в РК за коррупцию привлечены 18 высокопоставленных чиновников

Состоялось заседание Комиссии при Президенте Республики Казахстан по вопросам противодействия коррупции под председательством Государственного секретаря Гульшары Абдыкаликовой, передает  Tengrinews.kz cо ссылкой на пресс-службу Акорды. «На заседании рассмотрен ход исполнения Плана мероприятий

Свыше 100 полицейских привлечено к дисциплинарной ответственности в Акмолинской области

За первое полугодие 2016 года стражами порядка Акмолинской области было проведено около 30 заседаний дисциплинарной комиссии департамента. По итогам мероприятий к дисциплинарной ответственности привлечены 104 полицейских, 6 из которых уволены

Руководители управлений ДВД Жамбылской области устроили пьяную поножовщину

Проводится служебное расследование и решается вопрос о привлечении к ответственности руководства ДВД региона. В Жамбылской области в ходе ссоры начальник Управления ДВД Жамблыской области ранил ножом бывшего сотрудника полиции и