Рустам Журсунов: «Проверки мешают развитию бизнеса»
На расширенном заседании коллегии Генпрокуратуры заместитель председателя правления Национальной палаты РК «Атамекен» Рустам Журсунов отметил, что несмотря на принимаемые правительством и государственными органами меры по снижению давления на бизнес, ситуация далека от идеала, передает forbes.kz.
В связи с этим, НПП РК «Атамекен» предлагает сократить количество проверок в отношении бизнеса
Все злободневные проблемы предпринимателей были озвучены на прошедшем в июне текущего года форуме «Надзор прокуратуры в сфере предпринимательства». По его итогам разработана Дорожная карта, направленная на снижение давления на бизнес со стороны контрольно-надзорных органов, защиту прав предпринимателей в уголовном, гражданском и административном процессах, устранение адмбарьеров для ведения бизнеса.
По мнению Журсунова, предпринимательским кодексом установлен общий порядок проверок – это разработка критериев оценки степени риска, регистрация проверок в прокуратуре, предъявление проверочных листов. Между тем, как говорит зампред правления НПП, каждый контролирующий орган считает свои проверки исключительными и пытается выйти из общего порядка.
– Сейчас кодекс предусматривает 25 исключений из общего порядка. Всего НПП предлагается 9 сфер из 25 перевести из исключительного в общий порядок проверок. Если в целом говорить о сферах, где могут проводиться проверки, то Предпринимательский кодекс предусматривает 132 такие сферы. Их изучение выявило, что отдельные сферы дублируют друг друга. К примеру, есть сфера обязательного страхования работника от несчастных случаев и отдельно сфера трудового законодательства, которая охватывает первую. Нами предлагается исключить из общего перечня сфер 13 дублирующих сфер контроля и надзора, – сообщил Рустам Журсунов.
Во-вторых, по его словам, бизнес серьезно страдает и от внеплановых проверок налоговых органов.
– Налоговый кодекс (ст. 627) позволяет назначать проверки по 32 различным основаниям, в том числе по решению уполномоченного органа либо по решению налогового органа. Ни для кого не секрет, что эта норма создает условия для коррупции, позволяя налоговым органам по-разному толковать и использовать эту норму. Мы предлагаем конкретизировать, в каких случаях могут быть назначены данные проверки, – сказал зампред правления «Атамекен».
Обратил Журсунов внимание и на наличие нормы, позволяющей регистрировать проверки не на субъектов, а на объекты.
– В результате – множественные проверки в отношении одного субъекта предпринимательства. К примеру, в отношении АО «СНПС-Актобемунайгаз» органами промышленной, пожарной, санитарно-эпидемиологической служб только за первое полугодие текущего года было проведено 17 проверок, еще планируется провести 43 до конца года. Для решения этой проблемы важна роль Комитета правовой статистики и специальным учетам», – выразил свое мнение спикер.
Основной проблемой и головной болью предпринимателей являются также избыточные требования контролирующих органов.
– Ранее озвучивалась цифра – более 18 тыс. требований. Более глубокое изучение проблемы показало, что фактически таких требований более 28 тыс. В связи с наибольшим количеством проведенных проверок ревизию требований мы начали со сферы санитарно-эпидемиологического надзора (проверки СЭС составляют 38% от общего количества проверок, всего проверок за 9 месяцев 2016 – 75918, в т. Ч. СЭС – 29007), – рассказал он.
НПП предлагает полностью вычистить СанПиНы и проверочные листы, исключив из проверочных листов ряд требований.
Коснулся Журсунов и проблемы лжепредпринимательства.
– Практика применения статьи 215 УК оказывает серьезное давление на бизнес. Лжепредприниматели отделываются штрафами, а их многочисленные контрагенты вынуждены доплачивать налоги, штрафы и пени, – констатировал он.
По его словам, необходимо декриминализировать эту норму, учесть опыт РФ, которая убрала эту статью.
– Генпрокуратура РК права в том, что правовыми последствиями для любого предпринимателя является повторное доначисление налогов, соответственно, штрафов. Понятно, что вовлечение предпринимательства в сферу уголовного преследования в данном случае не является целесообразным. И без корректировки Налогового кодекса здесь нельзя обойтись. Я поддерживаю позицию Генпрокуратуры в том, что первичным должно быть материальное доначисление налогов, а уже потом возбуждение уголовного дела, — отметил зампред правления НПП.
В связи с этим «Атамекен» предлагает пересмотреть ст. 215 из УК и в полной мере задействовать другие механизмы привлечения к уголовной ответственности, в частности, по статье 245 – по уклонению от уплаты налогов.
Кроме того, он отметил, что совместно с уполномоченными органами выработаны подходы по совершенствованию досудебного урегулирования налоговых и таможенных споров. При Минфине будет создана апелляционная комиссия, решение которой станет окончательным и обязательным для исполнения. Аналогичные подходы предлагается реализовать при разрешении споров, возникающих при обжаловании актов экологического контроля, санэпиднадзора.
Вам также могут понравиться
Глава Фонда соцмедстрахования Казахстана отказался назвать свою зарплату
Глава Фонда социального медицинского страхования (ФСМС) Болат Токежанов назвал размер своей заработной платы «коммерческой тайной», сообщает zakon.kz. На брифинге в СЦК отвечая на вопросы журналистов, он заявил, что схема окладов была утверждена
Назначены новые руководители департаментов по делам госслужбы
Вышел приказ о назначении руководителей территориальных подразделений Министерства по делам государственной службы Республики Казахстан. Приказ от 14 января 2016 г. о назначении подписан ответственным секретарем С. Ахметжановым, согласовано с министром
Уголовное дело по хищению средств, выделенных на развитие велоспорта, направлено в суд
Один из фигурантов находится в международном розыске. Уголовное дело в отношении руководителей профессионального спортивного клуба «Астана» и велокоманды «Astana Pro Team» направлено в суд, сообщает zakon.kz. По информации Антикоррупционной службы, завершено