Бюджет Астаны практически закрыт от общественности
фото zakon.kz
Наиболее слабым местом Астаны является участие общественности в обсуждении проекта бюджета, нет реально действующих механизмов по вовлечению населения города в процесс принятия решений.
Акимат столицы Казахстана предоставляет общественности минимальную информацию о бюджете и своей финансовой деятельности. К такому выводу пришли эксперты центра исследований «Санж», после проведенного мониторинга, передает корреспондент
Zakon.kz.
По их данным, индекс открытости местного бюджета для Астаны составил 27,14 баллов из 100 возможных, что значительно ниже, чем средний балл (37,09) по стране. Таким образом, по рейтингу открытости столица республики оказалась в списке аутсайдеров вместе с городом Алматы (22,07) и кызылординской областью (20,51). К слову, список открытых бюджетов возглавляет Восточно-Казахстанская область с показателем 62,51, второй по открытости стала Северо-Казахстанская область, а тройку лидеров замкнула Акмолинская область.
Наиболее слабым местом Астаны является участие общественности в обсуждении проекта бюджета, нет реально действующих механизмов по вовлечению населения города в процесс принятия решений. Помимо этого, у людей нет доступа к информации о том, как проходит работа постоянных комиссий местного маслихата по рассмотрению бюджета, нет протоколов, информации о внесенных поправках депутатов маслихата в постоянной комиссии. Также, наблюдается тенденция преподносить бюджетную информацию в агрегированном виде, без детализации и пояснений. Нет ежеквартальных отчетов об исполнении бюджета за текущий бюджетный год, при том, что раннее они публиковались.
В ходе пресс-конференции эксперты центра «Сандж» отметили, что в 2013 году ситуация в Астане была намного лучше. Индекс открытости местного бюджета составлял 36,9, а в общем рейтинге Астана занимала 5-е место.
«Мы активно призываем акимат Астаны публиковать проект бюджета хотя бы за 2 недели до его направления в маслихат с указанием индикаторов развития по сферам деятельности, — рассказала о рекомендациях по итогам работы, эксперт Центра исследований «Сандж», Фатима Джандосова. — Проект бюджета должен сопровождаться некой пояснительной аналитической запиской, а также бюджет должен очень тесно коррелировать с планами социально-экономического развития. Фактически по этим планам пишется бюджет. Обязательно акимат должен публиковать информацию о бюджете на стадии его разработки с приглашением общественности вносить свои замечания и предложения. Мы хотим, чтобы акимат публиковал подробную пояснительную записку раскрывающую решения заложенные в проекте бюджета, где будут указаны индикаторы. И мы призываем акимат проводить общественные слушания на всех этапах бюджетного процесса по вопросам разработки и исполнении бюджета»
«К маслихату у нас рекомендации также публиковать подробную информацию о предложениях вносимых депутатами в процессе обсуждения проекта бюджета, и поправок вносимых в утвержденный бюджет, — продолжила Джандосова. — Это тоже одно из положений, по которому оценка была снижена. Мы не видим кто из депутатов, какие предложения вносил, какие предложения принимаются, почему. Это тоже важная процедура которая должна быть и описана, и отчет довольно подробный должен предоставлять маслихат».