Алик Шпекбаев: Лучше огромный штраф, чем заключение в тюрьме

Алик Шпекбаев: Лучше огромный штраф, чем заключение в тюрьме

2015080511485311259_15e5a6579fde66cabe6a8c198e488fe8

Фото news.headline.kz

Заместитель главы Агентства РК по делам государственной службы и противодействию коррупции рассказал о масштабах взяточничества.

Современные механизмы борьбы с коррупцией, ситуация в правоохранительных органах, масштабы взяточничества, а также почему лучше оставаться честным госслужащим в интервью КазТАГ рассказал заместитель главы Агентства РК по делам государственной службы и противодействию коррупции Алик Шпекбаев.
 — Алик Жаткамбаевич, говоря непосредственно об уровне доверия казахстанцев к правоохранительным структурам, какова сегодняшняя ситуация?
 — С принятием и реализацией обновленных кодексов в 2015 году в правоохранительной системе страны произошли существенные изменения. Это свидетельствует о начале формирования новой идеологии и новой модели правопорядка. Соответственно, правоохранительные органы начали свою работу в новых правовых условиях. Кроме этого, был введен единый реестр досудебных расследований (ЕРДР). Его возможности позволяют систематизировать учет уголовных дел, отслеживать и контролировать их движение, а также направлены на снижение количества случаев нарушений учетно-регистрационной дисциплины.
Стоит заметить, что для нас весьма важно то, как населением воспринимаются все действующие преобразования. Ведь все они подчинены только одной цели – стабильному и качественному оказанию услуг со стороны государства. И правоохранительные органы здесь должны играть роль социального партнера, а не только представителя органов уголовного преследования, наделенного силовыми и карательными функциями.
Напомню, что государственная программа дальнейшей модернизации правоохранительной системы Казахстана на 2014-2020 годы и Концепция кадровой политики правоохранительных органов направлены, главным образом, на формирование положительного имиджа и укрепление их профессиональной репутации и рост уровня доверия граждан к ним.
Хотелось бы добавить, что в соответствии с планом мероприятий по реализации антикоррупционной стратегии РК с 2016 года предусмотрено проведение социологических исследований по определению уровня антикоррупционной культуры и отношения к проявлениям коррупции, где также будут отражены социологические замеры по уровню доверия населения к государственным органам.
Что касается этого года, то будет проведено исследование по определению индекса восприятия коррупции, характеризующее общественное мнение о состоянии коррупции в государственных органах. По результатам одного из последних исследований, мониторинга доверия граждан к органам власти, проведенного по заказу нашего агентства, следует, что более половины респондентов склонны доверять государственным органам – это 56,2%. Причем показатели доверия к госорганам в 2013 году оказались почти на 20% выше, чем в 2012 году.
— Каковы масштабы взяточничества в правоохранительных органах? Сколько было выявлено фактов дачи взяток в 2014 году и за первое полугодие 2015-го?
— Статистика 2014 года свидетельствует о том, что треть коррупционных правонарушений приходится на факты злоупотребления должностными полномочиями, а связанных с получением взятки – 24%. Часто совершаются незаконные действия при решении вопросов, входящих в круг должностных полномочий – несоставление протоколов об административных правонарушениях, непривлечение к уголовной ответственности, покровительство частной деятельности и другое. При этом основная часть этих нарушений – 75% – приходится на органы внутренних дел, на таможенные органы – 16%.
В первом полугодии текущего года за совершение коррупционных преступлений, выявленных антикоррупционной службой, осуждены 48 сотрудников правоохранительных органов, в том числе органов внутренних дел – 39. Из них 17 – сотрудники дорожно-патрульной полиции, комитета государственных доходов – 8 человек.
— Какова была самая крупная сумма взятки, которую брали сотрудники силовых структур?
— Суммы взяток, получаемых сотрудниками правоохранительных органов, самые разные. Например, в Мангистауской области выявлена коррупционная схема с участием руководства таможенного поста «Актау – центр таможенного оформления» областного департамента по государственным доходам. За ускоренное декларирование и общее покровительство здесь фигурируют взятки в сумме до 600 тыс. тенге. В Жамбылской области на таможенном посту «Сыпатай Батыр» пресечена деятельность группы должностных лиц, получавших взятки за беспрепятственный провоз товаров народного потребления через границу в сумме от 5 до 140 тыс. тенге. В Актюбинской области проводится досудебное расследование в отношении заместителя руководителя областного управления службы экономических расследований департамента государственных доходов, который получил взятку в сумме $30 тыс. за то, что не стал привлекать к уголовной ответственности того, кто совершил преступление. В тоже время в Аматы привлекается к уголовной ответственности главный специалист отдела постаможенного контроля управления аудита города. Он в группе с другими лицами получил взятку в сумме $500 тыс. от директора ТОО за то, что не принимал соответствующих мер по доначислению сумм таможенных пошлин.
— В декабре прошлого года Вы заявили о том, что информационная система «Е-қызмет» станет действенным инструментом в предупреждении коррупции в сфере государственной службы. Как обстоят дела? Удается предупреждать?
— Запуск системы «Е-қызмет» в эксплуатацию запланирован на декабрь этого года. В опытном режиме с сентября 2014 года данная система уже эксплуатируется в аппаратах центральных госорганов и акимов областей городов Астаны и Алматы, а с марта текущего года задействована в территориальных госорганах и акиматах всех уровней. В настоящее время завершается ввод данных личных дел госслужащих всех уровней, включая работников сельских округов.
Система «Е-қызмет» в некотором роде уникальна своими функциональными возможностями. Она позволит в режиме online получать полную информацию о государственных служащих центрального и регионального уровней: их персональные данные и их движение и фиксирование в кадровом учете госорганов. Кроме того, позволит получать сведения не только об образовании, квалификации и стаже работы, но и о профессиональных и личностных компетенциях работника. В том числе система продемонстрирует информацию о результатах промежуточных оценок и аттестаций, даст сведения оперативного мониторинга ротации, сведения о поощрениях и административных взысканиях, данные правоохранительных и судебных органов о коррупционных правонарушениях государственных служащих. То есть в базе данных системы «Е-қызмет» будет храниться вся информация о государственном служащем.
Также система «Е-қызмет» взаимосвязана с государственными базами данных – «Физические лица», «Юридические лица», а также с системой комитета по правовой статистике и специальным учетам генеральной прокуратуры. Это в свою очередь позволит оперативно получать сведения от правоохранительных и судебных органов о совершенных госслужащими правонарушениях.
То есть система «Е-қызмет» должна стать одним из эффективных инструментов устранения коррупционных рисков. К примеру, она позволит сопровождать и поддерживать полный цикл конкурсов на занятие вакантных должностей при их проведении государственными органами. В перспективе посредством системы оперативного мониторинга будет возможным предупредить командные перемещения и своевременно установить факт аффилированности госслужащих с юридическими лицами.
— Можно ли утверждать, что в Казахстане в настоящее время дела расследуются в отношении любого чиновника, невзирая на должности, звания и ранги?
— Глава государства Нурсултан Назарбаев на встрече с генеральным прокурором и руководителем нашего ведомства сказал, что среди казахстанцев не должно быть равнодушных к борьбе с коррупцией. Президент особо подчеркнул, что все равны перед законом и судом. Никто не может быть защищен, если он совершит коррупционное преступление. Поэтому, да, именно в русле этой политики за коррупционные правонарушения привлекаются к ответственности должностные лица, невзирая на ранги и должности.
Надо признать, что сегодня очевидна негативная статистика. Так, за последние два года в отношении высокопоставленных чиновников было возбуждено 29 уголовных дел. В текущем году привлекаются к ответственности экс-министр обороны, бывший аким Карагандинской области.
Вместе с тем в текущем году выявлены системные проявления коррупции в национальной компании «Астана ЭКСПО-2017». Возбуждены уголовные дела в отношении председателя правления компании, его заместителя и советника, бывшего заместителя председателя агентства по делам туризма и спорта, управляющего директора ЭКСПО и двух директоров филиалов. В Алматы за покровительство лжепредприятиям привлекаются бывший руководитель финансовой полиции города и его подчиненные.
— Что скажете в отношении Талгата Ермегияева и  Кажымурата Усенова? В случае доказанности их вины могут ли они отделаться штрафом? Какое наказание они могут получить?
— Данное дело находится на стадии расследования. Что касается назначения наказания в отношении бывших руководителей национальной компании «Астана ЭКСПО-2017», то это является прерогативой суда.
— Большие штрафы – это лучше для государства, чем заключение под стражу и содержание за счет налогоплательщиков?
— Мировой опыт показывает, что штраф как вид уголовного наказания может выступать альтернативой тюремному заключению. И в этом есть здравый смысл.
Новый Уголовный кодекс Казахстана содержит ряд нововведений, снижающих репрессивность национального уголовного законодательства, в том числе за счет расширения практики наказания в виде назначения кратных штрафов. Так, по статьям за взяточничество – 366, 367, 368 УК РК впервые предусмотрено наказание в виде штрафа, кратном сумме или стоимости взятки, то есть размер назначенного судом штрафа зависит от размера полученной взятки. При этом альтернативным видом наказания является лишение свободы с конфискацией имущества и пожизненное лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
В целом эти изменения создают основу для переориентации на более широкое применение наказаний, не связанных с лишением свободы, а в долгосрочной перспективе позволят снизить численность тюремного населения страны. Напомню, что в 1997 году Казахстан занимал в мире третье место по количеству тюремного населения, а в 2014 году наша страна переместилась на 31-е место.
Нужно отметить, что сегодня наблюдается экономический эффект or гуманизации уголовного законодательства. Действительно, на содержание только одного заключенного ежегодно выделяется порядка 700 тыс. тенге. На эту сумму можно вполне реально оказать помощь инвалиду детства, осуществить ремонт теплового узла либо отремонтировать два подъезда в пятиэтажном доме. Есть еще много добрых дел, о которых надо помнить и думать. Это средства налогоплательщиков, и поэтому немаловажно, что в государственный бюджет поступят дополнительные доходы. Исходя из этого, считаю, что лишение свободы должно применяться к лицам, представляющим реальную опасность для общества, что в полной мере соответствует общемировой практике.
Положительный эффект введения кратного штрафа за совершение коррупционных правонарушений подтверждается правовой статистикой. Так, за 6 месяцев текущего года из 170 лиц, осужденных за совершение коррупционных правонарушений, 104-м вынесено решение выплатить сумму штрафа, кратную сумме взятки. Общая сумма наложенных штрафов составила 2,3 млрд тенге. Это имеет положительный эффект в части пополнения государственного бюджета. Если начисленный штраф по каким-то причинам не может быть выплачен, то, соответственно, виновного ждет лишение свободы.
— В случае совершения коррупционных правонарушений сотрудниками правоохранительных и органов национальной безопасности, а также армии приговор должен быть более суровым, чем в отношении гражданских лиц?
— Все равны перед законом и судом согласно Конституции страны. В связи с этим независимо от принадлежности к той или иной социальной группе виновные в совершении коррупционных правонарушений несут ответственность, исходя из действующего законодательства. Тяжесть и вид наказания устанавливается судом в рамках предусмотренных уголовными нормами санкций за совершение коррупционных преступлений.
— Намерено ли ваше ведомство иметь какие-либо контролирующие или иные функции над создаваемой в Казахстане местной полицией?
— В настоящее время механизм работы создаваемой местной полицейской службы рассматривается рабочей группой по обеспечению верховенства закона Национальной комиссии по модернизации при президенте РК. В случае поступления заявлений в отношении сотрудников местной полиции наше агентство будет рассматривать их в установленном законодательством порядке. Никаких дополнительных контролирующих функций не предусмотрено.
— Сохранилась ли в антикоррупционной службе порочная практика, когда нужно любой ценой давать хорошие показатели?
 — В новых правовых условиях координально изменены подходы к оценке эффективности работы антикоррупционной службы. Ее деятельность смещена на превентивный подход к коррупции. Мы исключили существовавшую ранее практику, когда над всеми довлели ведомственные показатели. Наши усилия сосредоточены на раннем выявлении причин и условий совершения коррупционных преступлении до причинения ущерба государству.
Деятельность антикоррупционной службы оценивается не по служебной статистике, а исходя из реальной ситуации, свидетельствующей о реальном снижении или повышении уровня коррупции. При этом будет учитываться общественное мнение, которое мы будем определять путем проведения целевых опросов населения.
Между тем одним из инструментов в нашей работе по предупреждению коррупции является деятельность дисциплинарных советов. Только в первом полугодии 2015 года дисциплинарными советами рассмотрено 616 дел в отношении лиц, уполномоченных на выполнение государственных функций и лиц, приравненных к ним. По результатам их рассмотрения за нарушение антикоррупционного законодательства и норм кодекса чести к дисциплинарной ответственности привлечены 372 человека. Наряду с этим в текущем году антикоррупционной службой выявлено 69 административных правонарушений, относящихся к категории коррупционных.
Также по всей республике на постоянной основе проводится мониторинг объявленных государственных закупок на предмет завышения товаров (до признания победителей конкурсов) за счет рекомендательных писем. За первое полугодие этого года в результате мониторинга конкурсов государственных закупок предотвращено нерациональное использование бюджетных средств на сумму 3,7 млрд тенге.
В заключение хотелось бы подчеркнуть, что в своей работе наше агентство не руководствуется только стимулом хороших показателей. Но и это, на мой взгляд, не самая плохая сторона любой проделанной работы. Главным критерием оценки работы нашего ведомства является доверие населения. Очень важно, чтобы складывался такой стереотип, когда граждане оценивали государственные органы как защитников своих прав и интересов.
— Спасибо за интервью.
Оксана Скибан

Вам также могут понравиться

Целился в полицию – ударил общество

Набирает обороты скандал, разразившийся вокруг избиения полицейского из Кокшетау, предположительно начальником Управления службы экономических расследований Депаратмента государственных доходов г.Астаны МГД РК Асланом Алимовым. По этому поводу свое мнение высказали известные

Назрел вопрос необходимости в «гаишниках»  

Мурат Абенов, экс-депутат и общественный деятель раскритиковал работу дорожных полицейских и назвал их службу «никчемной». Он предложил разогнать сотрудников ДПС в Казахстане, сообщает Tengrinews.kz.

Мнение эксперта из Кыргызстана: «Можно перенять опыт Казахстана в защите предпринимателей и инвесторов»  

Кыргызстанский эксперт считает, что проблемы бизнеса стран ЦА нужно решать сообща, информирует  Sputnik Кыргызстан.