Рустам Журсунов: «Проверки мешают развитию бизнеса»
На расширенном заседании коллегии Генпрокуратуры заместитель председателя правления Национальной палаты РК «Атамекен» Рустам Журсунов отметил, что несмотря на принимаемые правительством и государственными органами меры по снижению давления на бизнес, ситуация далека от идеала, передает forbes.kz.
В связи с этим, НПП РК «Атамекен» предлагает сократить количество проверок в отношении бизнеса
Все злободневные проблемы предпринимателей были озвучены на прошедшем в июне текущего года форуме «Надзор прокуратуры в сфере предпринимательства». По его итогам разработана Дорожная карта, направленная на снижение давления на бизнес со стороны контрольно-надзорных органов, защиту прав предпринимателей в уголовном, гражданском и административном процессах, устранение адмбарьеров для ведения бизнеса.
По мнению Журсунова, предпринимательским кодексом установлен общий порядок проверок – это разработка критериев оценки степени риска, регистрация проверок в прокуратуре, предъявление проверочных листов. Между тем, как говорит зампред правления НПП, каждый контролирующий орган считает свои проверки исключительными и пытается выйти из общего порядка.
– Сейчас кодекс предусматривает 25 исключений из общего порядка. Всего НПП предлагается 9 сфер из 25 перевести из исключительного в общий порядок проверок. Если в целом говорить о сферах, где могут проводиться проверки, то Предпринимательский кодекс предусматривает 132 такие сферы. Их изучение выявило, что отдельные сферы дублируют друг друга. К примеру, есть сфера обязательного страхования работника от несчастных случаев и отдельно сфера трудового законодательства, которая охватывает первую. Нами предлагается исключить из общего перечня сфер 13 дублирующих сфер контроля и надзора, – сообщил Рустам Журсунов.
Во-вторых, по его словам, бизнес серьезно страдает и от внеплановых проверок налоговых органов.
– Налоговый кодекс (ст. 627) позволяет назначать проверки по 32 различным основаниям, в том числе по решению уполномоченного органа либо по решению налогового органа. Ни для кого не секрет, что эта норма создает условия для коррупции, позволяя налоговым органам по-разному толковать и использовать эту норму. Мы предлагаем конкретизировать, в каких случаях могут быть назначены данные проверки, – сказал зампред правления «Атамекен».
Обратил Журсунов внимание и на наличие нормы, позволяющей регистрировать проверки не на субъектов, а на объекты.
– В результате – множественные проверки в отношении одного субъекта предпринимательства. К примеру, в отношении АО «СНПС-Актобемунайгаз» органами промышленной, пожарной, санитарно-эпидемиологической служб только за первое полугодие текущего года было проведено 17 проверок, еще планируется провести 43 до конца года. Для решения этой проблемы важна роль Комитета правовой статистики и специальным учетам», – выразил свое мнение спикер.
Основной проблемой и головной болью предпринимателей являются также избыточные требования контролирующих органов.
– Ранее озвучивалась цифра – более 18 тыс. требований. Более глубокое изучение проблемы показало, что фактически таких требований более 28 тыс. В связи с наибольшим количеством проведенных проверок ревизию требований мы начали со сферы санитарно-эпидемиологического надзора (проверки СЭС составляют 38% от общего количества проверок, всего проверок за 9 месяцев 2016 – 75918, в т. Ч. СЭС – 29007), – рассказал он.
НПП предлагает полностью вычистить СанПиНы и проверочные листы, исключив из проверочных листов ряд требований.
Коснулся Журсунов и проблемы лжепредпринимательства.
– Практика применения статьи 215 УК оказывает серьезное давление на бизнес. Лжепредприниматели отделываются штрафами, а их многочисленные контрагенты вынуждены доплачивать налоги, штрафы и пени, – констатировал он.
По его словам, необходимо декриминализировать эту норму, учесть опыт РФ, которая убрала эту статью.
– Генпрокуратура РК права в том, что правовыми последствиями для любого предпринимателя является повторное доначисление налогов, соответственно, штрафов. Понятно, что вовлечение предпринимательства в сферу уголовного преследования в данном случае не является целесообразным. И без корректировки Налогового кодекса здесь нельзя обойтись. Я поддерживаю позицию Генпрокуратуры в том, что первичным должно быть материальное доначисление налогов, а уже потом возбуждение уголовного дела, — отметил зампред правления НПП.
В связи с этим «Атамекен» предлагает пересмотреть ст. 215 из УК и в полной мере задействовать другие механизмы привлечения к уголовной ответственности, в частности, по статье 245 – по уклонению от уплаты налогов.
Кроме того, он отметил, что совместно с уполномоченными органами выработаны подходы по совершенствованию досудебного урегулирования налоговых и таможенных споров. При Минфине будет создана апелляционная комиссия, решение которой станет окончательным и обязательным для исполнения. Аналогичные подходы предлагается реализовать при разрешении споров, возникающих при обжаловании актов экологического контроля, санэпиднадзора.
Вам также могут понравиться
Корейские общественники, ведущие борьбу с коррупцией высоко оценили казахстанский опыт
Первый антикоррупционный медиа-центр провели встречу с южно-корейскими коллегами из неправительственных организаций. В ходе встречи заместитель председателя Первого антикоррупционного медиа-центра Руслан Асылбеков рассказал о роли общественных организаций Казахстана в противодействии коррупции.
Руководитель управления ГАСК Комитета по делам строительства и ЖКХ задержан за взятки
Он подозревается в неоднократном получении взяток. За получение взятки задержан руководитель управления ГАСК Комитета по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства, сообщает Zakon.kzсо ссылкой на пресс-службу Агентства РК по противодействию коррупции. Агентством
Более 41 млн тенге должны «зайцы» за безбилетный проезд в столице
За 10 месяцев 2019 года было зафиксировано 8 284 факта уклонения от оплаты за проезд, сумма штрафа на 10 октября составила 41 859 450 тенге. За безбилетный проезд на автобусах